Право на жизнь: особенные дети в мире здоровых детей

В России ежегодно увеличивается количество детей-инвалидов. За последние пять лет их стало на 9% больше. Отчасти это можно связать с прогрессом в нашей медицине. Сейчас стали выхаживать глубоко недоношенных детей, которых рождается все больше. А исходы у таких детей не всегда благоприятные, многие из них имеют несколько инвалидизирующих заболеваний. И это только одна из причин.

Все люди на Земле имеют право на полноценную жизнь! Жизнь ребенка-инвалида не должна ограничиваться инвалидным креслом и детской комнатой, если это позволяет состояние его здоровья. Ему нужно общаться с другими детьми, ходить по возможности в школу и детский сад, посещать кружки и студии, путешествовать, заводить друзей и просто жить, наслаждаясь своим детством. Ребенку с особенностями очень сложно научиться жить в мире среди здоровых людей. Но и здоровым детям порой непросто найти общий язык с такими детьми.

Почему здоровые дети часто не готовы принять ребенка с особенностями? Существуют школы для детей-инвалидов, организуются праздники и мероприятия для детей-инвалидов. Популярные певцы организуют благотворительные концерты для детей-инвалидов. Вроде бы все хорошо? Но на деле все эти мероприятия разделяют детей на две группы (ты ─ нормальный, а ты ─ инвалид). И вроде бы особый ребенок оказался среди «своих», но в общество он не влился. И до тех пор, пока дети-инвалиды живут в своем мире, они будут казаться инопланетянами для здоровых детей.

Во всех проблемах поведения наших детей виноваты только мы сами. Прежде чем требовать от своего ребенка сострадания и участия, нужно самим стать чуточку добрее и отзывчивее. Посмотрите на себя со стороны. Совсем не обязательно каждый день встречаться с инвалидами, чтобы научиться общению с ними. Следите за речью! Дети копируют наше поведение. Найдите слова и фразы, которые не будут так сильно ранить особенных детей и их родителей. Уберите слова «паралитик», «слепой», «глухой», «ненормальный», «неполноценный», «прикованный к постели». Вместо них используйте: «человек с особенностями здоровья», «человек с ограниченными возможностями», «незрячий или слабовидящий», «слабослышащий» и другие.

Разговаривайте со своими детьми. Они способны понять и усвоить гораздо больше, чем порой мы думаем. Вы встретили в парке ребенка с детским церебральным параличом (ДЦП)? Вернувшись домой, поговорите об этом. Спросите, что испытал ваш ребенок при встрече: жалость, страх, растерянность, пренебрежение, уважение? Расскажите ему, что этот мальчик очень любит гулять. К сожалению, он не может забраться на горку и играть в догонялки, но, возможно, он очень любит читать и рисовать. И уж точно любит мороженое, как все дети.

Не надо осуждать! Обязательно ли человеку с ограниченными возможностями добиваться успеха в какой-то сфере, чтобы не быть отвергнутым обществом? Безусловно, нет. Бывают очень тяжелые больные, особенно с серьезными органическими поражениями нервной системы. К сожалению, такие дети нужны порой только матери. Даже отцы зачастую не могут их принять. Мать любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть. Ей не нужны его заслуги и успех. Но она постоянно сталкивается с равнодушием окружающего мира, с осуждающими взглядами и нескончаемой жалостью. Не можешь кого-то понять ─ не надо, но и не осуждай, не показывай пальцем.

Необычный ребенок в коллективе

Мир подростков ─ особый мир. Любое неосторожно сказанное слово может стать концом света, причем для любого подростка. Подростки отличаются от взрослых людей тем, что они хотят казаться взрослыми. Взрослый человек чего-то достиг. Отличие их в том, что взрослый человек самоутверждается за счет своих дел и поступков, за счет своих личных качеств. А подросток иногда может самоутверждаться, принижая других. В подростковом возрасте наибольшее значение имеет мнение окружающих, нежели свое собственное. И чаще всего мнение бывает не просто чужое, а мнение «стадное». «Против кого сегодня дружить будем?» ─ это можно назвать девизом у подростков.

Подросткам нужно помогать разобраться в чувствах, подобрать слова, сформулировать мысли. Заглядывайте своим школьникам не только в дневник. Спрашивайте обо всем. Рассказывайте побольше о своих жизненных случаях, о своих учителях и одноклассниках, и о своих подростковых проблемах и комплексах. Рассказывайте случаи, за которые вам стыдно и неловко. Спрашивайте совета у своих детей: «А как ты считаешь, я тогда правильно поступила? Что мне лучше было сказать тогда, чтобы не обидеть ту девочку?»

Сделаем мир добрее с нашими детьми!

Социальные сети пестрят группами с просьбами собрать денег на операцию или реабилитацию больным детям. На многих каналах по телевидению рассказывают непростые истории и просят помочь. Вот и помогите! Кто-то скажет: «Всем помочь невозможно. Мне бы кто помог! Вчера заплатил за ипотеку, сегодня коммуналку нечем платить. А еще у ребенка сапоги малы стали. Как бы до зарплаты самому дотянуть?». Да, всем помочь не реально. А вы попробуйте хотя бы раз, всей семьей. Увидели по телевизору ребенка с тяжелым заболеванием и просьбу послать SMS-сообщение — сделайте. Ребенок, конечно, согласится, ведь родительскими деньгами легко управлять. Поэтому поступите по-другому. «Может, поможем той девчонке, отправим денежку? Давайте мы в эти выходные не пойдем в кафе, как всегда это делаем. Испечем пирог или пиццу сами дома. А сэкономленные деньги отправим девочке». Таким образом, ваш ребенок примет участие, пожертвовав чем-то своим.

Учите ребенка простым правилам этикета. Но соблюдайте их сами. Открывайте дверь в магазин старенькой бабушке, уступайте место в автобусе беременной женщине, помогите перейти дорогу незрячему молодому человеку. Учите ребенка видеть проблемы вокруг себя и замечать тех, кому плохо.

(подготовила медсестра консультативной поликлиники РДКБ Татьяна Власова)

Возврат к списку