История центра

История телемедицинского консультирования в ГУ «РДКБ»


Первая телемедицинская консультация в ГУ «РДКБ» была проведена 20 марта 2000г. ребенку с ортопедической патологией, который был проконсультирован в РДКБ МЗ РФ. Аппаратура была куплена детской больницей при помощи Миндрава РК и состояла из компьютера и цифрового фотоаппарата.

Возможности больницы при консультировании:

  •  отправка выписок из истории болезни,
  •  отправка цифровых фотографий пациентов.
  • отправка рентгенограмм или сканограмм, сфотографированных с негатоскопа.

В том же, 2000 г., реализовывалась совместная программа Минздрава России и Министерства национальностей РФ. Смысл программы состоял в том, что сформированные комплекты для телемедицинского консультирования, состоявшие из компьютера, сканера со слайд-модулем, цифровой видеокамеры, микроскопа и программно-аппаратного комплекса «ДиаМорф», централизованно поставлялись в территории РФ.

В Республику Коми было поставлено 5 таких комплектов оборудования: в Республиканскую детскую больницу, в ЦРБ Печоры, Объячева, а также городские больницы Ухты и Воркуты. К сожалению, кроме ГУ «РДКБ», где все заработало, признаки жизни показывает лишь комплект, находящийся в Ухтинской городской детской больнице.

Возможности консультирования при этом существенно расширились. Кроме уже имевшихся возможностей, стало возможным:

  1. отправка любой, оцифрованной с помощью сканера, информации:
  • электрокардиограммы,
  • изображения, отпечатанные на УЗИ аппарате,
  • сканирование рентгенограмм, сканограмм,
  • оцифровка любой информации на бумажном носителе.
  1. С помощью аппаратно-программного комплекса «ДиаМорф» появилась возможность консультировать гистологические препараты, а также анализировать клеточный состав капли крови.

К сожалению, разрешающая способность видеокамеры, поставленной вместе с комплексом «ДиаМорф», оказалась слишком низкой, и на все отправленные консультации неизменно приходил ответ о том, что качество изображения слишком низкое. Та же судьба и у программы, анализировавшей клеточный состав крови.

Больные, госпитализированные в ГУ «РДКБ», в течение времени работы телемедицинского пункта консультировались практически во всех центрах страны, оказывающих  медицинскую помощь детям.

Перечень этих центров: РДКБ, МНИИПиДХ, НЦЗД, НЦССХ им.Бакулева. НИИ нейрохирургии им.Бурденко,  РНХИ им.Поленова, СПб НИИ фтизиопульмонологии, ФЦН-Тюмень, ФЦН-Новосибирск, ФНКЦ ДГОИ им.Д.Рогачева, СЗФИМЦ им.Алмазова, ГУНИДОИ им.Турнера, РОНЦ им.Блохина,  НИИДИ СПб., НЦАГП им.Кулакова, ФНЦТиИО, ЭНЦ, Всероссийский ожоговый Центр, СПбГПМУ, СПб ЛОР НИИ,

Следующий качественный скачок в телемедицинском консультировании в ГУ «РДКБ» относится к 2010 г.

По программе МЧС РФ получен аппаратный комплекс Tandberg MXP, позволяющий проводить видеоконференции, как точечные, так и многоточечные, в реальном времени.

Новые возможности, появившиеся в ГУ «РДКБ»:

  • Проведение видеоконференций с разбором больных при участии большого числа врачей больницы, заинтересованных в расширении своего клинического опыта.
  • Видеоконференции с другими ЛПУ по вопросам организации здравоохранения и на другие практические темы.
  • Дистанционное прочтение курса лекций по узким медицинским специальностям, как для врачей, так и для среднего медперсонала с целью повышения их профессионального уровня.
  • Дистанционное образование: чтение курсов учебных лекций с последующей аттестацией слушателей и выдачей подтверждающих документов.
  • Чтение лекций перед аудиторией, собранной в актовом зале: по ПДД (особенно - детям), по ОБЖ, по профилактике заболеваний и т.д.

Видеосвязь ГУ «РДКБ» имеется с РДКБ, НИИ нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко, НЦ ССХ им.Бакулева, НЦГАП им.Кулакова, Всероссийским ожоговым Центром и т.д.

Таким образом, в настоящее время ГУ «РДКБ» имеет всё необходимое для проведения как отсроченных консультаций (по электронной почте), так и для онлайнового консультирования больных с ведущими медицинскими центрами, оказывающими медицинскую помощь детям, а также проведения видеоконференций по любым вопросам медицинской жизни, ведения дистанционного образования, дистанционного чтения лекций, в т.ч. и перед детской аудиторией. Более широкие возможности открываются и в связи с присвоением больнице наименования «клинической».

Организация телемедицинского консультирования в такой местности, какой является Республика Коми, с большими расстояниями и труднодоступными для транспорта местами проживания людей, делает медицинскую помощь значительно более доступной, позволяя сокращать время для принятия решений по тактике лечения и по самому лечению больных детей.

Проблемы:

  1. Телемедицина, с сожалению, не является отдельной специальностью.
  2. К настоящему времени не удалось наладить полноценное телемедицинское консультирование больных, проживающих в сельской местности.
  3. Вероятно, это связано с отсутствием специальности и, следовательно, финансирования этой работы.
  4. Возможно, первый толчок в этом направлении могло бы дать создание республиканского телемедицинского терминала, что требует финансовых ресурсов.
  5. Незатронутой остается возможность амбулаторного дистанционного наблюдения за больными детьми. Это тоже требует значительных финансовых вложений.