Занятия по музыкальной терапии в РДКБ

В Республиканской детской клинической больнице проводит музыкальные занятия с детьми и родителями Елена Ароновна Толчинская, кандидат психологических наук, музыковед и музыкальный психолог. Уже 50 лет Елена Ароновна занимается коррекцией состояния детей и взрослых по средствами музыки.


- Елена Ароновна, расскажите, пожалуйста, на что направлена Ваша работа, как музыкального терапевта?
- Я занимаюсь психолого-педагогической работой, которая использует средства классической музыки, потому что я стараюсь объединить две специальности, которыми обладаю, - это музыковедение и психология. Основная цель моих занятий - это улучшить психологическое состояние детей, отвлекая их от больничной атмосферы, чтобы дети если и не забыли, где они находятся, то отвлеклись настолько, чтобы им стало лучше. И психически, и может быть даже физически.


- Чем именно Вы занимаетесь с детьми на занятиях?
- Это зависит от возраста детей. Если это дети дошкольного возраста и школьники до 11 лет, то я использую несколько форм работы, где присутствует изобразительное и музыкальное воздействие. Воздействие на состояние ребенка получается сильнее, если одновременно задействованы зрение и слух. Например, дети смотрят видео с красотами природы, и при этом они слушают классическую музыку. Далее деятельность сменяется рисованием под музыку, дети могут рисовать самостоятельно, вдохновляясь музыкальными произведениями, а могут использовать раскраски. Во время рисования музыка уже звучит живая, я играю сама на фортепиано.

- Могут ли дети поиграть на музыкальных инструментах на занятии?
 - Несомненно. Одна из форм работы - это совместное музицирование. Детям я даю маленькие музыкальные инструменты и мы все вместе играем, но тут есть требование - сосредоточившись остановиться с последним аккордом, чтобы они могли научиться предслышать конец произведения.

- Какие еще формы работы Вы используете?
- Движение под музыку. Не всегда мы успеваем использовать этот формат работы, так как я стараюсь ориентироваться на состояние детей. Есть дети, которые довольно быстро утомляются, поэтому с ними занятие длится 20-30 минут. С детьми более устойчивыми занятие может длиться 40-45 минут, и в таких случаях мы успеваем двигаться под музыку. Я играю танцевальную музыку, она всегда разная, контрастная, например сначала был медленный танец, затем быстрый, русская мелодия, а затем итальянская. Везде присутствует принцип контраста, чтобы не утомить внимание.

- Елена Ароновна, как Вы пришли к занятиям музыкальной терапией?
- Я работаю педагогом в Колледже искусств Республики Коми, и за время своей работы неоднократно замечала за студентами проявления психологического напряжения, и тогда я поняла, что я не только музыкант и педагог. И чтобы быть хорошим педагогом, нужно хорошо знать психологию, поэтому я поступила в университет в Москве на факультет психологии и педагогики. И из увлечения психология перешла в мою вторую профессию, а далее претворилась в музыкальную терапию.
*Елена Ароновна Толчинская работает в Колледже Искусств преподавателем теоретических дисциплин с 1976 года. Получила музыковедческое образование в Саратовской Государственной консерватории им. Л.В. Собинова. В 1997 году получила диплом психолога в Университете Российской Академии Образования (г. Москва).




Возврат к списку