Телемедицина
К высокоэффективным технологиям, способным оказать позитивное комплексное воздействие на клинические, образовательные, научные и управленческие аспекты деятельности системы здравоохранения и обладающим высоким медицинским, социальным и экономическим потенциалом, относится телемедицина.
Под термином «телемедицина» в настоящее время понимается применение компьютерных и телекоммуникационных технологий для обеспечения потребителей медицинской информацией, использование электронных ресурсов и средств видеосвязи в клинических, учебных и административных целях.
Цель реализуемых в настоящее время в России программ – создание единой телемедицинской информационной системы для оказания консультационных услуг населению, развитие телемедицины ургентных состояний, применение дистанционных методов обучения в непрерывной системе подготовки медицинских кадров.
Телемедицина по определению ВОЗ – метод предоставления услуг по медицинскому обслуживанию там, где расстояние является критическим фактором. Причем предоставление услуг осуществляется представителями всех медицинских специальностей с использованием информационно-коммуникационных технологий после получения информации, необходимой для диагностики, лечения и профилактики заболеваний.
Наиболее наглядным и востребованным направлением телемедицины является проведение дистанционных консультаций больных при помощи средств компьютерной техники и каналов электронной связи в удаленных медицинских учреждениях. При этом в компьютер вводятся данные о пациенте (текстовые и визуальные) и передаются через информационную сеть в консультативный центр, который может быть расположен в другом городе, области, государстве. Обмен информацией может происходить как в отсроченном (асинхронном) режиме, когда данные передаются по электронной почте, а затем после оценки консультантом поступает ответ, так и в режиме реального времени, когда обсуждение клинического случая осуществляется в ходе видеоконференции, в которой могут принимать участие специалисты двух и более медицинских центров.
Помощь в диагностике – одно из основных назначений телемедицинской консультации. Необходимо подчеркнуть, что телемедицинская консультация проводится медицинским персоналом. Ответственность за достоверность предоставленной информации, а также за корректность сформулированных для консультанта вопросов несет лечащий доктор.
Показаниями к проведению телеконсультации являются:
А. Сложные клинические случаи, требующие консультации специалистов ведущих медицинских центров федерального или регионального уровня:
Б. Отсутствие в лечебном учреждении специалиста необходимого профиля:
В. при невозможности проведения очной консультации в удаленной, труднодоступной местности, отсутствии транспортных магистралей, в изолированных группах (в экспедициях, на морских судах и т.д.).
Различают несколько видов телемедицинских консультаций.
Отсроченная консультация (асинхронная, off-line). При отсроченной консультации данные о пациенте (текстовые, графические, фото-, аудио- и видеоматериалы) заранее подготавливаются в виде электронных файлов различных форматов и пересылаются по электронной почте или размещаются на сервере консультативного центра. Заключение консультанта высылается (обычно по электронной почте) с определенным временным интервалом, необходимым для ознакомления с материалами и подготовки текста. Преимуществом отсроченных консультаций являются относительно небольшая их стоимость и техническая доступность для широкой сети медицинских учреждений.
Синхронная консультация (видеоконференция, on-line). При синхронной консультации обмен данными происходит при помощи средств видеоконференцсвязи в режиме реального времени. Обсуждение клинического случая включает двусторонний обмен видео- и аудио-информацией, обмен данными визуальных приложений (при помощи так называемой электронной белой доски можно вывести на экраны компьютеров во всех включенных в видеоконференцию центрах одни и те же изображения и при помощи электронных курсоров конкретизировать интересующие элементы). Достоинствами on line-консультаций являются оперативность, возможность получить дополнительную информацию в диалоговом режиме общения, повышается эффективность консультации. Следует отметить, что видеоконференции требуют более дорогого оборудования, специальных средств телекоммуникаций, предварительных организационных мероприятий, предъявляют повышенные требования к персоналу центров, ее проведение существенно дороже и за счет эксплуатации высокоскоростных каналов связи.
Телемедицинское консультирование в Республиканской детской клинической больнице осуществляется с 2000г.
С начала консультирования проведено более 2 тысяч консультаций. С 2010г. в больнице поставлено оборудование для проведения видеоконференцсвязи Tandberg, что позволяет, при необходимости, проводить видеоконсультирование с резким сокращением времени, необходимого для начала скорректированного лечения, что, в свою очередь, улучшает прогноз течения болезни.
В настоящее время проведено 102 видеоконсультации.
Республиканская детская клиническая больница, при необходимости, консультирует детей в таких российских педиатрических центрах, как Российская детская клиническая больница. Московский Научно-исследовательский институт педиатрии и детской хирургии (сейчас - НИКИП), НИИ нейрохирургии им.Н.Н.Бурденко, Российский нейрохирургический институт, научный Центр акушерства, гинекологии и педиатрии им.Кулакова, Российский детский ожоговый центр, научный центр сердечно-сосудистой хирургии им.Бакулева, эндокринологический научный центр, федеральный научно-клинический центр детской гематологии, онкологии и иммунологии и многие другие.
Со многими из них имеются договоры о проведении консультирования детей в систематическом порядке.
В настоящее время на повестке дня стоит внедрение в повседневную работу внутриреспубликанской телемедицинской сети с консультированием, при необходимости, в РДКБ детей, госпитализированных в республиканские ЛПУ, оказывающие медицинскую помощь детям, или детей, находящихся на диспансерном наблюдении. Это, зачастую, отменяет необходимость в дорогостоящей поездке в Сыктывкар к специалисту.